Из конвенции о правах ребёнка (принятой в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН), следует, что ребёнок должен быть защищён от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересов и эксплуатации.
Насилие по отношению к детям признано одной из основных проблем в области соблюдения прав человека. Уже известно и доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает крайне негативное влияние на развитие, социальную адаптацию и просто лишает детей детства и отрочества, привнося в юность психологические и другие травмы. В связи с этим и появился термин “синдром жестокого обращения с детьми”. Этот термин можно воспринимать как обозначение заболевания общества жестокостью. Он, к сожалению, проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе.
Различают следующие основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:
- физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. К физическому насилию относятся также телесные наказания.
- сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также тогда, когда разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
- психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушения доверия ребенка.
- пренебрежение (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития. Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, стихийных потрясений. Заброшенными могут быть не только дети, проживающие в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Факторы риска жестокого обращения с детьми.
Риск различных форм насилия по отношению к детям может быть обусловлен семейными проблемами, связанными с социальным неблагополучием семьи, наличием в ней эмоциональной или связанных со здоровьем проблем, а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребёнка.
Любое наказание – это насилие! Потому что является открытым доминированием одного человека над другим, взрослого над ребенком. Проявление власти. Мера воздействия на ребенка со стороны родителей. Но уж если взрослый не может отказаться от наказания в отношении ребенка, то пусть тогда оно будет справедливым, может, жестким, но не жестоким. Даже жесткое наказание эффективно только в том случае, если ребенку объяснили, за что он наказан.
Влияние насилия на детей.
Ребенок, подросток, который воспитывается в атмосфере насилия, часто не осознает, что с ним обращаются недостойно. Для него это нормально. Такой ребенок чаще, чем другие дети, становиться жертвой любого из видов насилия. Испытывая насилие в семье, он может подвергаться жестокому обращению в школе, группе сверстников.
Пребывание в ситуации насилия постепенно приводит человека к проблемам психофизиологического характера. Это могут быть: трудности в общении с окружающими, формирование “комплекса неполноценности” и низкой самооценки, агрессивность или замкнутость, появление тиков, нарушения сна, аппетита. При длительном нахождении в проблемной ситуации у подростка может возникнуть желание уйти от действительности в алкогольную или наркотическую зависимость, привести к преступной деятельности.
По мнению психологов, дети, выросшие в семьях, в которых отец избивал мать, в будущем переносят такое поведение на собственную семью. Большинство мальчиков сами становятся обидчиками. Девочки, выросшие в таких семьях, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной.
Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми.
Как распознать насилие у детей. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Физическое насилие: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев; боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
раздражительное поведение; негативизм, агрессивность; жестокое обращение с животными суицидальные попытки и т.д.
Сексуальное насилие: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение и т.д.
Психическое насилие: беспокойство, тревожность, нарушения сна;
длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость и т.д.
Если ребенок сообщает о насилии.
1.Отнеситесь к ребенку серьезно.
2.Попытайтесь оставаться спокойными.
3.Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
4.Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал», «Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Мне жаль, что с тобой это случилось», «Мне надо поговорить о том, что случилось с … (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
5.Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
6.Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
7.Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.