Социальный проект «Творческое материнство: создание терапевтического социализирующего пространства для женщин, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития или ухаживающих за молодыми инвалидами 1 группы»
Обоснование проекта
Рождение больного ребенка, его воспитание, обучение и общение с ним является длительным, патогенно воздействующим психологическим фактором, провоцирующим изменения личности матери и других членов семьи. Причины нарушений связаны с травмирующим поведением больного ребенка, а также с огромной психологической нагрузкой, которую несут члены семьи в связи с уходом за человеком с особенностями развития. Распределение обязанностей между отцом и матерью в большинстве семей носит традиционный характер, следовательно, проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также воспитание и обучение детей, в основном, ложатся на женщину, что обуславливает её ведущую роль в создании оздоравливающего микроклимата семьи. Однако в ряде семей возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведёт к психогенному стрессу у матери, который провоцирует в свою очередь повторные соматические или психические нарушения у ребёнка, что углубляет деформацию межличностных отношений в семье. В связи с обозначенными факторами семья становится закрытой, что приводит к фиксации на внутрисемейных проблемах, а в результате – к увеличению эмоциональной нагрузки на ребёнка.
Практика показывает, что после рождения больного ребёнка женщина вынуждена пересматривать свои профессиональные приоритеты, снижать социальную планку. Одинокий родитель часто поставлен перед фактом поиска заработка без отрыва от ухода.
В этих условиях творческие мастерские служат терапевтическим социализирующим пространством овладения женщинами народным ремёслом, приобщением к издревле существующим практикам женского сотворчества. В результате использования арт-терапевтических методик в процессе коллективного труда происходит освобождение от подавленных чувств, проживание горя, стыда и вины, приобретается опыт безусловной социальной поддержки.
Предоставление помощи социально-бытового характера (услуги сиделки) позволяет матери уделить время для творческого развития и получения психологической помощи. В результате посещения матерью психологических консультаций, групп встреч, тренинговых занятий происходит психологическая разгрузка, активируются жизненные силы, приобретается опыт само- и взаимопринятия, ослабляется психотравмирующая ситуация личного горя, мать получает возможность более качественно ухаживать за ребёнком и создавать благоприятный климат в своей семье.
Цель проекта: Содействовать решению проблемы психологической изолированности, социальной невостребованности, психэмоциональных нарушений у женщин, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития или ухаживающих за молодыми инвалидами 1 группы; формировать для матери и её больного ребёнка развивающую и поддерживающую сред
Срок проекта: 12 месяцев.
Задачи проекта
- Организация работы универсальных мастерских для проведения занятий по обучению народным ремеслам и ручному творчеству для женщин, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития или ухаживающих за молодыми инвалидами 1 группы.
- Создание для матери и ребёнка возможности социальной передышки, личностного развития вне семьи, организация работы сиделок.
- Проведение социально-психологических консультаций по актуальным для женщин вопросам и психологических занятий с элементами тренинга личностного роста.
- Формирование групп психологической поддержки.
- Предоставление матери возможности получения дополнительного заработка путем открытия ремесленничества по изготовлению продукции народных промыслов.
- Содействие в организации групп взаимопомощи.
Детальное описание деятельности в рамках проекта в соответствии с поставленными задачами
Целевой группой проекта являются женщины, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития или ухаживающие за инвалидами 1 группы.
Реализация проекта осуществляется силами сотрудников ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г.Витебска», при участии Витебского городского общественного объединения женщин «Ульяна».
Обязанности участников.
Психолог – мониторинг психоэмоционального состояния, коррекция психических процессов, социально-психологическое консультирование, проведение групповых занятий с элементами тренинга личностного роста, групп встреч, обеспечение работы группы психологической поддержки.
Сиделки – организация времяпрепровождения ребёнка с особенностями психофизического развития или молодого инвалида 1 группы в период отсутствия матери.
Руководители кружков – обучение народным ремёслам и ручному творчеству, участие в создании поддерживающей терапевтической среды.
Музыкальный, художественный руководитель – эстетическое сопровождение проекта, организация работы вдохновляющей библио-, фоно-, видеотеки, оформительская работа для групповых встреч, брифинга, круглого стола, обучающего семинара.
Водитель – техническое обеспечение экскурсий.
В рамках проекта создаются творческие мастерские:
- гончарного дела;
- изобразительного искусства;
- швейной направленности;
- ручного ткачества;
- декоративно-прикладного творчества;
- изготовление изделий ручного вязания, ручной вышивки, из валяной шерсти и плетеных из бисера.
Этапы проекта
1.Организационная работа по набору участников проекта
а) Исследование социально-психологического портрета женщин, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, их интересов и потребностей (в результате анализа рекомендаций учреждений здравоохранения района; изучения банка данных семей, воспитывающих детей с ОПФР, стоящих на учёте в ТЦСОН; личных мотивирующих бесед с женщинами, воспитывающими детей с ОПФР; проведения психологом анкетирования «Я и мои мечты»; организации ознакомительных экскурсий в мастерские ТЦСОН для женщин, воспитывающих детей с ОПФР, наблюдения за их поведением и самопроявлением во время экскурсии).
б) Формирование терапевтических рабочих групп из женщин, включённых в проект, подбор видов творческой деятельности, исходя из желания матери и рекомендаций психолога, закрепление за ними специалистов, мастеров – коучеров по ремеслу.
2.Работа в творческих мастерских
а) личная беседа ответственного мастера с женщиной, воспитывающей ребёнка с особенностями психофизического развития, ознакомление с правилами организации рабочего места, необходимым инвентарём, техникой безопасности в выбранном ремесле, обсуждение режима и объёма работы с учётом пожеланий участницы
б) Групповая встреча (брифинг-семинар) участников, специалистов и организаторов проекта с целью знакомства, снятия тревожности, прояснения коллективных ожиданий от проекта, формирования мотивации достижений.
в) Занятие ремеслом в творческой группе, прослушивание и обсуждение психотерапевтических историй, образцов поэтического, музыкального, юмористического творчества, групповое пение.
Занятия в мастерских проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость творческих групп – до 5-ти человек.
3. Работа психолога, шеринг, группы встреч, группы поддержки.
Оценка эмоционального состояния осуществляется в виде еженедельных срезов, промежуточной диагностики (через 6 месяцев), контрольной диагностики (в конце курса). По результатам организуется обсуждение личностных изменений с психологом и значимыми участниками проекта, консультирование по вопросам личностного роста в личной и групповой форме.
4. Работа библиотеки вдохновляющих текстов, тематической видеотеки
За время проекта предусмотрены три экскурсии для мам, по возможности, с детьми: ознакомительная – в мастерские ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района», развивающая – в мастерскую художника-оформителя, индивидуального предпринимателя, мотивирующая – на УП «Элект» ОО «БелТИЗ»; а также обучающий семинар «Организация индивидуального предпринимательства» с участием специалистов управления по труду, занятости и соцзащите, индивидуальных предпринимателей района, дирекции Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске»
По завершении курса обучения и терапии женщина проводит мастер-класс, приобретает полезные деловые и личные контакты, возможность оформления статуса ремесленника или индивидуального предпринимателя. В дальнейшем матери оказывается поддержка в реализации продукции на городских праздниках и фестивалях.
Деятельность после окончания проекта
Проект послужит восстановлению субъективного благополучия женщин, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития или ухаживающих за инвалидами 1 группы, формированию их личных развивающих стратегий, творческой реализации, возвращению в жизнь социума, расширению коммуникативного и духовного опыта.
Женщины смогут использовать новые знания для развития и обучения как своего ребёнка, так и других членов семьи, что послужит дополнительным ресурсом для улучшения психологического климата семьи в целом. Пройдя курс обучения, женщины, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития, обретут возможность получения дополнительного заработка путем открытия ремесленничества по изготовлению продукции народных промыслов.
Менеджер проекта: Маркович Лариса Михайловна, заместитель директора, Телефон: 80212 67-91-08
Бюджет проекта: 17 000 Евро.
Прежняя помощь, полученная от других иностранных источников: Не получали
Софинансирование: Нет