Шаг навстречу

Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям — сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто отсутствуют определенные навыки, необходимые для самостоятельной жизни: неумение обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг, сложность в близких и доверительных отношениях.

Подобные жизненные трудности определяются тем, что большинство выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому существует необходимость после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им сформироваться как целостная личность, успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Решение данной проблемы имеет важное практическое значение, так как многие современные проблемы общества являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, что выражается в безответственном отношении к выполнению воспитательных функций, безграмотности в решении проблем семейного воспитания, исчезновение совместного времяпрепровождения, отсутствие единства ценностей. Это приводит к формированию неадекватной самооценки у ребенка, неуверенности, развитию девиаций в поведении. Это является следствием неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни.

Перед современным белорусским обществом стоит актуальная задача укрепления и стабилизация семьи. Для этого необходима разработка и реализация программ направленных на  подготовку молодежи к семейной жизни, формирование общей культуры, культуры семейных отношений, целенаправленное овладение будущими родителями специальными знаниями. Осознанное исполнение родительской роли, качество воспитания определяют состояние общества, психологическое здоровье подрастающего поколения.

 

ПОЛУЧАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

 

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

 

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска». Отделение социальной адаптации и реабилитации.Республика Беларусь г. Витебск, ул. Космонавтов, д. 5-а.

 

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

 

Объединение усилий совместной деятельности специалистов и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18-23 лет с целью обеспечения интеграции выпускников интернатных учреждений в общество.

 

ЗАДАЧИ

 

  1. Становление целостной идентичности личности, адекватной самооценки и уверенности в себе.
  2. Повышение уровня социальной компетентности, качества социально значимых знаний, умений и навыков.
  3. Формирование адекватного отношения к своему прошлому, подготовка к будущей семейной жизни, содействие формированию осознанного родительства.
  4. Укрепление внутрисемейных, межпоколенных связей.
  5. Формирование позитивных установок на безопасное репродуктивное и сексуальное поведение, партнерскую ответственность за здоровье отца, матери и ребенка.
  6. Повышение статуса отцовства и материнства.
  7. Повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.
  8. Обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи.
  9. Создание условий для функционирования системы организации досуга семей и детей.
  10. Приобщение к духовным ценностям и традициям.
  11. Профилактика и коррекция асоциальных форм поведения, формирование способности противостоять негативному влиянию из вне.
  12. Содействие профессионально-трудовому становлению, помощь в трудоустройстве, адаптации к трудовому коллективу.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Реализация данного социального проекта будет способствовать формированию среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,социально активных личностей, способных к творческой деятельности, нацеленных на самореализацию и установивших устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе и своей семье.

 

ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Личностная идентификация, самооценка, уровень тревожности

Увеличение количества и качества социальных и семейных связей

Профессиональное самоопределение

Повышение уровня коммуникативных способностей

Социально значимые знания, умения и навыки

Обретение группового статуса (принадлежность к большим и малым статусным группам)

Наличие/отсутствие социального иждивенчества

Самореализация в досуговой деятельности

Степень уверенности в благополучном будущем

Удовлетворенность жизнедеятельностью

Способы определения показателей результатов: мониторинг,наблюдение, анализ жизненной ситуации, использование диагностических методик

 

МЕРОПРИЯТИЯ/ДЕЙСТВИЯ

 

Проект реализуется по четырем основным направлениям: личностное развитие и интеграция, профессиональная ориентация и самоопределение, особенности семейной системы, культурно-досуговая деятельность.

Периодичность проведения мероприятий: одна встреча в месяц продолжительностью 2 часа.

 

  1. Программа личностного развития и интеграции «Путь к себе»

 

Цель программы – помощь в становлении персональной идентичности выпускника детского интернатного учреждения через осознание им своей неповторимости и индивидуальности, понимания себя как личности, нахождение способов личностного развития, и как следствие – своего места в обществе.

Задачи программы:

  • определение участниками особенностей своей личности
  • отработка навыков рефлексии
  • создание, развитие и сохранение участниками в себе состояния уверенности
  • снятие внутриличностных конфликтов и напряжений
  • создание образа желаемого будущего
  • осознание участниками своих сильных и слабых сторон в общении с другими

 

Тематический план

№п/п Тема занятия
1. «Знакомство. Кто я такой»
2. «Встреча с самим собой. Как узнать больше о своем внутреннем мире»
3. «Я глазами мира»
4. «Я и другие. Особенности эффективного общения»

 

  1. Программа профессиональной ориентации и самоопределения «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение»

 

Цель программы – содействие в формировании у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи программы:

  • помощь в профессиональной ориентации и самоопределении с учетом личностных особенностей, склонностей и интересов
  • содействие в формировании образа профессионального будущего
  • обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижению поставленных целей
  • осуществление социально-психологического анализа затруднений профессионального самоопределения, определение путей и средств их разрешения
  • способствование выработке навыков самопрезентации и деловой коммуникации
  • мотивирование на профессиональный рост и развитие

 

Тематический план

№п/п Тема занятия
1. «Построение жизненной перспективы»
2. «Профессиональное самоопределение»
3. «Препятствия и ресурсы в профессиональном саморазвитии»
4. «Основы самопрезентации»

 

  1. Программа исследования особенностей семейной системы «Школа успешного родителя»

Цель программы – помощь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании позитивного образа семьи, установки на счастливый брак, семью и ответственное родительство.

Задачи программы:

  1. дать общие представления об основных параметрах семейной системы (пространственные отношения, иерархия, подсистемы, границы, т.д.)
  2. помочь участникам осознать нормы, правила и ценности своей семьи и необходимость их установления и принятия
  3. формирование у молодежи устойчивой позитивной мотивации на создание благополучной семьи
  4. укрепление внутрисемейных, межпоколенных связей

 

Тематический план

№ п/п Тема занятия
1. «Семья – живая система»
2. «Книга жизни семьи»
3. «Слагаемые семейного счастья»
4. «Ответственное родительство»

 

  1. Программа культурно-досуговой деятельности«Творческий путь»

Цель программы – оказание помощи молодым людям в организации продуктивной культурно-досуговой деятельности.

Задачи программы:

  • способствование формированию социально значимых потребностей и закреплению позитивных норм поведения
  • содействие в самовыражении
  • развитие представлений о социально-культурных нормах, традициях и ценностях
  • помощь в поиске путей самореализации личности
  • содействие в образовании новых контактов, а также в формировании способности создания длительных, прочных привязанностей

 

Тематический план

№ п/п Тема занятия
1. «Творческая мастерская»
2. «Узнай свой город»
3. «Рождественские истории»


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПАРТНЕРСТВА
 

 

Перечень специалистов и партнёров участвующих в социальном проекте: общественное объединение «БРСМ», управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома.

 

Бюджет

Проектное финансирование: центр является государственным учреждением, финансирование канцелярских товаров осуществляется из средств бюджета, выделяемого на нужды ТЦСОН. Планируется: заключение межведомственного сотрудничества по оказанию помощи в рамках данного проекта с общественным объединением «БРСМ», управлением по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома.

Собственные ресурсы ТЦСОН: подготовка мероприятий осуществляется в помещениях ТЦСОН Железнодорожного района г.Витебска, используется личная оргтехника (ксерокс, компьютер, принтер).

Проект экономически целесообразен, так как требует минимальных затрат и в короткие сроки позволяет осуществлять массовое воздействие на молодежную среду. Социальная значимость состоит в том, что проект способствует сохранению человеческого капитала, воспроизводству здорового населения и гармонизации общественных отношений.

 

Материалы и оборудование: ватманы, журналы, листы формата А4, ножницы, карандаши, ручки, подборка списка книг по темам проекта, информационно-справочные буклеты и листовки, видеоролики согласно тематики, компьютер.

Данный проект рассчитан на один год, но прогноз зависит от общей ситуации в округе и в стране в целом.