Новое в законодательстве

Рента – заключение договора пожизненного содержания с иждивением

Рента – это:

  • Гарантия достойной старости;
  • Пожизненное содержание со стороны государства;
  • Предоставление социальных услуг .

Граждане, достигшие 70-летнего возраста, могут заключить договор пожизненного содержания с иждивением, по которому получатель ренты — гражданин передает принадлежащее ему жилое помещение в собственность г. Витебска, а плательщик ренты обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица – супруги (супруга) гражданина.

Плательщик ренты – г. Витебск в лице государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска»

Получатель ренты:

  • граждане Республики Беларусь, иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (далее — граждане), достигшие 70-летнего возраста, не имеющие физических лиц, обязанных по закону их содержать;
  • состоящие между собой в браке граждане, в том числе если один из них является третьим лицом, при условии достижения обоими супругами 70-летнего возраста, не имеющие иных физических лиц, обязанных по закону их содержать;

Гарантии для получателей ренты со стороны государства:

  1. Оплата нотариальных услуг при заключении договора, его государственной регистрации, оформления сделок, связанных с передачей жилого помещения;
  2. Ежемесячные платежи в размере не менее двукратного размера базовой величины;
  3. Отчисления на капитальный ремонт за жилое помещение;
  4. Техническое обслуживание жилого помещения;
  5. Отчисления на оплату коммунальных услуг;
  6. Оказание услуг по погребению и иные условия.

Гражданину, желающему заключить договор пожизненного содержания с иждивением необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.

 

 

Новая форма социального обслуживания – замещающая семья

В развитие Закона Республики Беларусь от 19 июня 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (далее – Закон), который вступает в силу 25 декабря 2017 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 864 , которым утверждено Положение о социальном обслуживании в замещающей семье (далее – Постановление).

 

Статьей 1 (пункт 24) Закона введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье. Данная форма предусматривает оказание социальных услуг совершеннолетнему нетрудоспособному гражданину в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства этого гражданина и физического лица, оказывающего социальные услуги и не являющегося лицом, обязанным по закону содержать этого гражданина.

Положением о социальном обслуживании в замещающей семье определяются:

категории граждан, имеющих право на оказание социальных услуг в замещающей семье, и граждан, которые могут оказывать такие услуги;

порядок заключения договора об оказании социальных услуг в замещающей семье и форма договора;

перечень социальных услуг, оказываемых в замещающей семье;

порядок формирования и расходования бюджета замещающей семьи.

Категории граждан, имеющих право на оказание социальных услуг в замещающей семье, и граждан, которые могут оказывать такие услуги

Право на оказание социальных услуг в замещающей семье предоставляется одиноким, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь неработающим инвалидам I или II группы и одиноким неработающим гражданам, достигшим 70-летнего возраста.

Физическим лицом, оказывающим социальные услуги в замещающей семье, может быть дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 65 лет, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, не являющийся инвалидом I или II группы и лицом, обязанным по закону содержать нетрудоспособного гражданина (далее — Помощник).

Порядок заключения договора об оказании социальных услуг в замещающей семье

Оказание социальных услуг в замещающей семье осуществляется на основании трехстороннего договора, сторонами которого являются местный исполнительный и распорядительный орган в лице территориального центра социального обслуживания населения (далее – территориальный центр), совершеннолетний нетрудоспособный гражданин и Помощник.

Рассмотрение вопроса о целесообразности заключения договора оказания социальных услуг в форме замещающей семьи возлагается на формируемую местным исполнительным и распорядительным органом комиссию.

Для заключения договора оказания социальных услуг Помощник, а также совершеннолетний нетрудоспособный гражданин обращаются в территориальный центр по месту регистрации (месту жительства).

При заключении договора оказания социальных услуг с несколькими совершеннолетними нетрудоспособными гражданами (в том числе с супружеской парой) договор заключается с каждым гражданином отдельно.

Следует отметить, что заключение договора оказания социальных услуг Помощником с тремя и более совершеннолетними нетрудоспособными гражданами одновременно не допускается.

Порядок формирования и расходования бюджета замещающей семьи

Для финансового обеспечения нужд замещающей семьи предлагается формировать бюджет замещающей семьи. Порядок его формирования и использования отражается в соответствующем соглашении к договору. При этом устанавливается, что сумма денежных средств, передаваемых совершеннолетним нетрудоспособным гражданином в бюджет замещающей семьи, не может превышать 75 процентов его пенсии с учетом надбавок, доплат и повышений.

Денежное вознаграждение Помощнику

В случае оказания социальных услуг в замещающей семье инвалиду I группы с резко выраженным нарушением способности к самообслуживанию Постановлением предусмотрена выплата Помощнику ежемесячного денежного вознаграждения. При этом размер такого вознаграждения составляет 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала, а при одновременном оказании социальных услуг двум нетрудоспособным гражданам – в размере 150 процентов.

Перечень социальных услуг, оказываемых в замещающей семье

Основой перечня социальных услуг, оказываемых в замещающей семье, являются социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218, предоставляемые территориальными центрами в формах стационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому.

mintrud.gov.by

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 864 «Об утверждении Положения о социальном обслуживании в замещающей семье и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» 

 

 

 

 

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеранах»

Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2017 г. № 67-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах».

Принятие Закона обусловлено необходимостью согласования отдельных норм Закона Республики Беларусь «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) с нормами иных законодательных актов, регламентирующих вопросы образования, культуры, пенсионного обеспечения и некоторых других сфер.

  1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из:

положений Конституции, провозгласивших Республику Беларусь социальным государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности и для которого обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь выступает в качестве высшей цели (часть первая статьи 1, статья 2, часть первая статьи 21 Конституции);

закрепленных в Конституции принципов верховенства права, равенства всех перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, положения о том, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (часть первая статьи 7, статья 22, часть вторая статьи 23);

конституционного положения о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции);

установленных в статье 47 Конституции норм о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, и проявлении государством особой заботы о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов;

содержащихся в статье 48 Конституции положений, закрепивших право граждан Республики Беларусь на жилище, в том числе граждан, нуждающихся в социальной защите, и механизмы его обеспечения.

Руководствуясь положениями части первой статьи 54 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона, устанавливая его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами, а также по порядку его принятия.

  1. Осуществляя проверку конституционности норм Закона, Конституционный Суд обращает внимание на следующие его положения, уточняющие действующее законодательное регулирование в части упорядочения мер социальной защиты ветеранов, а также гарантий деятельности общественных объединений ветеранов в Республике Беларусь.

2.1. Так, согласно части третьей статьи 28 Закона о ветеранах, излагаемой в новой редакции (пункт 15 статьи 1 Закона), государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, местные Советы депутатов, оказывают содействие общественным объединениям ветеранов в их деятельности, а также вправе участвовать в финансировании за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов мероприятий, проводимых общественными объединениями ветеранов (их организационными структурами) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) в области социальной защиты ветеранов.

Приведенные положения развивают нормы статьи 8 Закона о ветеранах (определяющей государственную политику в отношении ветеранов), предусматривающие в том числе разработку и реализацию государственных программ (подпрограмм) в области социальной защиты ветеранов, обеспечивающих предоставление мер социальной защиты, установленных данным Законом и иными актами законодательства для ветеранов и членов их семей, а также выделение из республиканского и местных бюджетов необходимых средств для финансирования затрат на реализацию государственных программ (подпрограмм). В соответствии с законодательством такие программы служат программно-целевыми инструментами для отбора и установления государством приоритетных целей и задач использования бюджетных средств.

Таким образом, по мнению Конституционного Суда, скорректированными положениями Закона о ветеранах обеспечивается создание действенных правовых механизмов по дальнейшей реализации конституционных принципов и норм, определяющих Республику Беларусь как социальное правовое государство, закрепляющих его приоритетные задачи и направления деятельности (статьи 1, 2, 7, 21 и 47 Конституции).

Кроме того, посредством предоставления государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам, местным Советам депутатов, права участвовать в финансировании за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов мероприятий, проводимых общественными объединениями ветеранов (их организационными структурами) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) в области социальной защиты ветеранов, реализуются положения статьи 120 Конституции, согласно которым местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, а также части второй статьи 132 Конституции о проведении на территории Республики Беларусь единой бюджетно-финансовой политики.

2.2. Статья 1 Закона о ветеранах, закрепляющая категории ветеранов, дополняется положением о ветеранах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 2 статьи 1 Закона). Одновременно таким же положением дополняется статья 7 данного Закона, устанавливающая требования для отнесения к ветеранам лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе уволенных в запас (отставку) из перечисленных органов, а также статья 21 того же Закона, предусматривающая меры социальной защиты ветеранов указанных органов (абзац второй пункта 11, абзац шестой пункта 12 статьи 1 Закона).

При этом Конституционный Суд принимает во внимание, что органы финансовых расследований Комитета государственного контроля относятся к государственным правоохранительным органам, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь.

В соответствии с частью третьей статьи 30 Закона Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» социальная защита работников, уволенных из органов финансовых расследований, и членов их семей осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел.

С учетом изложенного отнесение к ветеранам лиц начальствующего и рядового состава органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, отвечающих установленным требованиям, посредством внесения дополнений в соответствующие нормы Закона о ветеранах обеспечивает комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с определением как правового статуса таких лиц, так и мер по их социальной защите, наравне с категориями ветеранов других правоохранительных органов.

2.3. В соответствии с Законом (абзац второй пункта 6, абзац второй пункта 7, абзац пятый пункта 9, абзацы пятый и одиннадцатый пункта 13, пункт 14 статьи 1) в статьях 12, 13, 18, 23–25 Закона о ветеранах исключается норма о безвозмездной передаче в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на инвалида войны, инвалида боевых действий на территории других государств, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территории других государств, иного названного в данных статьях Закона о ветеранах управомоченного лица и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи.

Конституционный Суд отмечает, что согласно части первой статьи 48 Конституции право на жилище обеспечивается развитием как государственного, так и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья, что предполагает не только последовательное и эффективное осуществление государством жилищной политики, направленной на достижение конституционных целей и защиту конституционных ценностей, но и активное, заинтересованное участие самих граждан в реализации своего права на жилище. В части второй статьи 48 Конституции закреплено, что гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Такое конституционное установление в соответствии с целями и задачами социального государства ориентирует органы государственной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, включая ветеранов. Решение этих вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей необходимой дискрецией в определении соответствующих мер такой защиты и регламентации условий их предоставления исходя из социально-экономических возможностей государства и имеющихся ресурсов.

Проверяя конституционность приведенного законодательного решения, Конституционный Суд принимает во внимание также следующее.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» установлено, что с заявлением о приватизации занимаемых жилых помещений граждане вправе обратиться только до 1 июля 2016 г.; в случае нереализации гражданином своего права на приватизацию жилого помещения оно приобретает статус жилого помещения коммерческого использования. При этом данным Указом предусмотрено, что жилые помещения коммерческого использования, жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях и специальные жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, разделу, продаже, предоставлению по договору поднайма, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, нормы Закона о ветеранах, устанавливающие отдельным категориям ветеранов льготу по безвозмездной передаче в собственность занимаемых ими жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, после 1 июля 2016 г. не согласуются с нормами специальных законодательных актов, регулирующих жилищные отношения, в связи с чем не основываются на статье 137 Конституции, определяющей юридическую силу законодательных актов, а также частях первой и второй статьи 7 Конституции, согласно которым в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

2.4. Законом (пункт 12 статьи 1) в новой редакции излагается статья 22 Закона о ветеранах, закрепляющая категории семей погибших (умерших) при исполнении воинских (служебных) обязанностей, а также членов таких семей, которым предоставляются государственные социальные льготы, права и гарантии в качестве мер социальной защиты в соответствии со статьей 23 Закона о ветеранах.

Отмечая сохранение действующих законодательных подходов в части определения как категорий семей, так и членов таких семей, Конституционный Суд считает, что изложение статьи 22 Закона о ветеранах в новой редакции отвечает требованиям принципа правовой определенности, поскольку направлено на исключение предпосылок для ущемления субъективных прав граждан вследствие дефектов законодательства. Ясное и четкое правовое регулирование создает основу для решения на практике вопросов, касающихся субъективных прав и обязанностей граждан, на основании правовых норм, а не усмотрения должностных лиц, для применения правовых норм с учетом принципов равенства перед законом и справедливости, правовой защиты от произвола, поддержания доверия граждан к государству.

  1. В статьи 5, 10, 12–15, 17, 18 и ряд других статей Закона о ветеранах вносятся изменения, уточняющие используемую в нормативных формулировках терминологию в целях обеспечения необходимого согласования положений указанного Закона с положениями иных законодательных актов, в частности Кодекса Республики Беларусь об образовании, Кодекса Республики Беларусь о культуре, законов Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», «О пенсионном обеспечении», «О физической культуре и спорте».

Тем самым создаются условия для формирования единой внутренне согласованной правовой системы, при которой нормативные правовые акты согласуются между собой, исключаются избыточность и коллизии норм законов, закрепляющих определения используемых в них терминов. Такая корректировка норм основывается на требованиях принципа правовой определенности как неотъемлемого элемента верховенства права, поскольку обеспечивает однозначное понимание и единообразное применение соответствующих законодательных положений.

Анализ содержания норм Закона, которыми вносятся изменения и дополнения в Закон о ветеранах, свидетельствует о том, что они обеспечивают прозрачность, недвусмысленность, определенность правового регулирования и направлены на надлежащую реализацию конституционного принципа верховенства права, выступающего в качестве универсального показателя, характеризующего сущность государства как социального.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Новая редакция Закона вступает в силу 6 декабря 2017 года.